«Мое самое сильное ощущение от погружения в собственный бизнес – я становлюсь более свободным»

Пока готовится наш большой материал о том, как правильно оценить кандидата по резюме, хотим предложить вашему вниманию еще одну историю бизнес-успеха.

Только на этот раз мы решили поискать пророка в своем отечестве. И оказалось, что и в среде российских бизнесменов есть, кого приводить в пример. И список этот далеко не ограничивается Чичваркиным или Потаниным. Буквально за последние 10 лет в России выросло целое поколение предпринимателей, которые не строят бизнес по принципу «купи-продай», но имеют свои убеждения и философию.

Как, например, Дмитрий Кибкало. Первые миллионы он заработал, когда ему не было еще 35. Причем бизнес он начал в самый разгар кризисного 2008ого года. И занялся…настольными играми! Сегодня Дмитрий Кибкало входит в топ 25 самых успешных молодых предпринимателей России по версии журнала "Hopes & Fears".

Всего за 3 года ему удалось создать крупнейшую в стране сеть по продаже настольных игр  - «Мосигра». Сегодня это более чем 30 магазинов в 25 крупнейших городах России, Казахстана, Украины и Белоруссии. На старте вместе с партнером они вложили в бизнес 400 000 рублей. И уже через 2,5 года в самый плохой по выручке месяц зарабатывали 15 миллионов.

Вся наша жизнь – игра!

Между прочим, Кибкало  - выходец из Нижегородской области. Он родился в Арзамасе-16.  И его увлечение настольными играми как раз родом из детства. Отец Дмитрия, в свое время окончивший механико-математический факультет МГУ, часто играл с сыном в «Шакала» - стратегию про пиратов, придуманную студентами мехмата. Когда Дмитрий впоследствии сам поступил на мехмат, то сильно удивился, что его однокурсники про такую игру не слышали. Кибкало привез из дома свой самодельный вариант, и скоро игра стала хитом факультета.  А затем Дмитрий вместе с другом решил выпустить «Шакала», чтобы подарить отцу и друзьям. На двоих им нужно было не больше 10 штук, но минимальной для заказа партией оказались 100 штук. Оставшиеся экземпляры друзьям нужно было распродать. Так и родилась идея о создании Интернет-магазина по продаже настольных игр. Ребята дополнительно закупили 20 самых ходовых «настолок», сконструировали сайт. И попали в точку!!!  - предложение оказалось более чем востребованным.

 «Спустя две недели после запуска мы получали по 5-10 заказов в день. Я занимался раскруткой магазина, Дима — закупками и доставкой, его жена принимала заказы, моя — фотографировала игры для сайта. В декабре-январе наторговали на миллион рублей (кстати, распродали весь тираж пиратской игры) и окончательно поняли, что тему нужно развивать. В феврале 2009 года была открыта первая точка для покупателей, желающих забрать товар самостоятельно», - так рассказывает о своем старте сам Дмитрий.

Эмоции, спрятанные в коробках

Если бы тем первоначальным успехом дело и ограничилось, то приводить эту историю в пример не имело бы смысла. Дмитрий часто цитирует в своих интервью Генри Форда: «Бизнес – как езда на велосипеде, как только перестаешь крутить педали и останавливаешься, ты  - падаешь». Сам он с честью выдержал это испытание: каждый раз, когда развивающийся бизнес ставил перед ним новые задачи, он не пасовал, а начинал изучать процесс. Так человек, никогда ранее не занимавшийся ритейлом,  за 2 года открыл более 10 магазинов. А затем начал работать с франшизой. А затем разрабатывать и выпускать собственные настольные игры.

И главное, что остался верен себе: «Моя сверхзадача — чтобы в каждом российском городе с населением от 300 000 человек была как минимум одна «Мосигра». Это не значит, что мне нужны все деньги мира. Мне в целом на жизнь хватает (нужна только квартира, но на квартиру я пока не заработал). Я могу купить себе крутую тачку, но фундаментально ничего нового не получу. Фундаментальное для меня — это удовольствие, которое я получаю от своего дела».

Вот эту любовь к своему делу Кибкало стремится транслировать на всю компанию. Ему важно не только самому получать удовлетворение от работы,  но и сделать так, чтобы вся команда работала в удовольствие. Ведь только тогда останется довольным и конечный потребитель – покупатель

«Чтобы закрепиться на этом рынке, нужно много и усердно работать, любить настольные игры, чувствовать эмоции, спрятанные в коробках. Понимать и любить своего покупателя, и никогда не расслабляться».

Своя философия

У всех компаний, которые стремятся к чему-то большему, чем просто получать прибыль, всегда есть свои принципы и философия, по которым живет вся команда. «Мосигра» не исключение. Мы выбрали несколько интересных постулатов, которыми они руководствуются в своей работе.

1). Ставить цели «на грани».

В компании есть обязательное бизнес-планирование: подробный план на ближайший год и более общий на три. При этом Кибкало настаивает, чтобы на каждый из периодов ставилась самая большая цель, о какой только можно мечтать.

«Цель «на грани», исходя из ощущения — если очень повезет, она будет достигнута. Главное, нельзя показывать даже тени сомнения в том, что план-мечта сбудется. В результате «мечту» удастся осуществить процентов на 20. Но в сравнении с любым консервативным планом – это все равно будет рост в разы».

2). Уметь работать с друзьями

Главное, к чему нужно быть готовым, по словам Кибкало, если ты не можешь сказать другу:  «Извини, ты работаешь плохо, и надо делать по-другому», а он не готов это принять, то лучше не пробовать работать вместе.

«Я думаю, что коллектив складывается, когда руководство с подчиненными честно – если можно смело глядеть в глаза, если не обманывать своих подчиненных, то они это чувствуют и вполне хорошо относятся и стараются. Я очень верен нашим людям… ну, потому что для меня, это очень хорошие друзья».

3).  Не упускать ни одной возможности.

«У меня и всех моих партнеров, друзей, такой подход: если есть какая-то возможность, ее обязательно нужно использовать на все 100%, ни одной не упустить. Потому что их, на самом деле, не мало, но и не так уж много. Их нужно очень ценить, беречь, реализовывать, потому что если ты одну упустил, вторую упустил, третью упустил, четвертая может не придти».

4). Дать покупателю больше, чем он ожидает

«Что мы пытаемся объяснить всем продавцам? Все строится на умении человека заразить эмоцией.   Чтобы человек, который пришел, остался доволен, запомнил и рассказал всем остальным, он должен получить что-то больше, чем он ожидает. Понятно, что он ожидает, что он придет, спросит, какую ему игру купить, продавец отдаст ему эту игру, он заплатит деньги и уйдет. И тогда он не запомнит и не вернется. Продавец должен сделать для покупателя нечто необычное, то, что он точно не обязан делать. За счет этого отношения формируется любовь покупателя к нашему магазину. Это то, за что мы очень сильно боремся».

К слову, в «Мосигре» есть и свой подход к обучению сотрудников. Компания предпочитает брать людей без опыта работы и обучать их своим взглядам «с нуля». Причем учат продавцов именно личным примером – руководство само встает за прилавок.

«Ну, на самом деле, на Новый год у нас все, вплоть до самого высокого руководства, все стоят за прилавком, потому что это и нужно, и интересно одновременно. Сейчас сами мы уже, конечно, редко учим продавцов, хотя иногда… вот например на фестивале «Нашествие» мы все  работаем продавцами, аниматорами, общаемся с людьми и заражаем их идеей и сами снова заражаемся и впитываем эти эмоции. У нас сейчас есть те продавцы, которые работают с нами давно, они как носители духа, обучают молодежь».

5). Не проживай чужие бизнес-истории. Пиши свою.

Это установка в «Мосигре» нигде письменно не зафиксирована. Но по факту получается, что они ей следуют. Компания всегда развивалась своим путем. И хотя у владельцев не было опыта ведения бизнеса, они не копировали то, что делали все. Более того, на старте они специально не стали прибегать к услугам никаких консультантов. Они просто читали книги, а потом брали и делали то…, что до них никто не делал. Как в глобальных вопросах, так и в маленьких, повседневных.

К примеру, до «Мосигры» на рынке контекстной рекламы никто не рекламировал каждую игру отдельно, конкуренты просто говорили: «Настольные игры с доставкой». А «Мосигра» для каждой игры прописала отдельное рекламное объявление. И их конверсия оказалась в 2 раза выше.

«Мосигра» первой придумала такой проект, как бесплатные игротеки. Они стали договариваться с ресторанами и клубами, куда можно прийти в выходные дни и поиграть – аниматор объясняет правила, рассказывает и все играют. Ресторан получает прибыль, а «Мосигра» выращивает свою лояльную публику. Кроме того, «Мосигра» привила московским кафе и ресторанам еще и саму культуру «настольных игр». Сегодня во многих заведениях Москвы вместе с меню посетителям на выбор предлагают и настольные игры, которые помогают разнообразить досуг. По началу рестораторы к идее отнеслись настороженно, а впоследствии предложение оказалось очень востребованным у посетителей.

Еще из оригинальных идей компании можно вспомнить необычные приглашения на работу. В  свое время «Мосигра» провела акцию: они сделали листовки, на которых писали: «Если вам дали эту листовку, значит, продавцы считают, что вы должны у нас работать». И продавцы ее выдавали тем, кто по их ощущению, был близок по духу компании.

«Например, по этой листовке к нам пришла работать event-менеджер, замечательный человек, и только ради нее было не зря выпускать эти вещи».

И таких фишек в компании на самом деле очень много. Потому что ее владельцы не бояться «играть» на рынке: придумывать новые комбинации и делать неожиданные ходы.

P.S.: А еще они до сих пор сами играют и придумывают новые настольные игры. Это, по словам Кибкалова, развивает и помогает держать мозг в тонусе».

«Для того чтобы придумывать игры, я держу на столе пустые материалы. У меня целый пакет марок, кубиков, шашечек, из которых можно собрать новую игру».

P.P.S.: И есть еще одно главное правило, которому стремится следовать Кибкало: никогда не терять того сильного ощущения свободы, которое дает погружение в собственный бизнес.

 


О разделе
Консалтинговая компания «Простые решения»

Нижний Новгород

тел.: 8 (831) 291-65-44
info@simsolu.ru

Мы в соцсетях:

Консалтинговая компания «Простые решения» - Facebook Консалтинговая компания «Простые решения» - Вконтакте